Есть в истории такие даты и события, которые со временем приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким относится и 13 июля 1944 года, когда наш район был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Ежегодно на протяжении вот уже 80 лет на Мостовщине воспоминают тех, кто принёс на родную землю мир и покой, а также тех, чью судьбу опалила Великая Отечественная война, кто безымянным спит в братских могилах, кто без вести пропал в борьбе с фашизмом.
Сегодня вновь жители Мостовского района соберутся на священном для каждого мостовчанина месте – у мемориального комплекса советским воинам, партизанам и жертвам фашизма у д. Шимки. Здесь особенно чутко ощущается та огромная трагедия, которую пережил наш народ, наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Здесь даже птицы поют вполголоса, а в вечном почётном карауле застыли величественные сосны и ели, стройные берёзки…
Против немецко-фашистских захватчиков воевали более четырёх тысяч жителей района. На фронтах погибли порядка 950 человек, больше сотни мостовчан отдали жизни в партизанских отрядах, 758 уроженцев района были вывезены на принудительные работы в Германию. За годы оккупации фашисты замучили и расстреляли 2680 наших земляков, стёрли с лица земли шесть деревень – постройки сожгли, а жителей расстреляли. Страшные цифры… Страшные факты… Страшные трагедии…
Только вдумайтесь: 17 декабря 1942 года эсэсовцы с особой жестокостью расправились с 85 стариками, женщинами и детьми, жителями деревни Щара. Что сделали эти ни в чём неповинные люди? Какую опасность для немецкого рейха они представляли? До какой степени восходила бесчеловечность фашизма, когда солдат убивал беззащитного ребёнка? Эти вопросы до сих пор остаются без ответа. Но мы знаем, что трагедия, забравшая мирные жизни, незаживающей раной навсегда останется в наших сердцах и будет передаваться из поколения в поколение…
Память о героическом и трагическом прошлом нашей страны священна. Именно она помогает нам не допускать ошибок, а реально оценивать угрозы и извлекать серьёзные уроки из прошлого.